Апелляционное определение Смоленского областного суда от 18.08.2015 N 33-2852/2015 <Об оставлении без изменения решения Вяземского районного суда Смоленской области от 02.06.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании пунктов 2 и 11 приложения к решению Вяземского районного Совета депутатов от 26.03.2014 N 15 "Об установлении размеров ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствующими положениям статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации">



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу № 33-2852/2015

Судья Красногирь Т.Н.
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Туникене М.В.,
судей: Савушкиной О.С., Чеченкиной Е.А.,
с участием прокурора Поповой Е.В.,
при секретаре К.А.В.,
рассмотрела в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 02 июня 2015 года по заявлению ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Вяземского филиала об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., объяснения представителя заявителя К.О.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованных лиц Вяземского районного Совета депутатов и Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области Н.О.А., возражавшей в удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Поповой Е.В., полагавшей доводы жалобы необоснованными, а решение суда первой инстанции - не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда

установила:

ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Вяземского филиала обратилось в Вяземский районный суд Смоленской области с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. Просило признать п. 2 и п. 11 приложения к решению Вяземского районного Совета депутатов от 26 марта 2014 года № 15 "Об установлении размеров ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствующими положениям ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ", Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", кроме того, взыскать с Вяземского районного Совета депутатов государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей за подачу заявления в суд.
Представитель заявителя Щ.И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители заинтересованных лиц Вяземского районного Совета депутатов, Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области - Н.О.А., Комитета имущественных отношений Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области - К.Ж.И. в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 02 июня 2015 года в удовлетворении заявления ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" отказано.
В апелляционной жалобе представителем заявителя ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда со ссылкой на его незаконность и необоснованность, и принятии нового судебного постановления - об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений)).
В соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области, утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 27 января 2014 г. № 18 установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков в расчете на календарный год определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков либо на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2).
В соответствии с п. п. 2.2, 2.3 названного Положения размеры ставок арендной платы определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Администрацией МО "Вяземский район" Смоленской области (арендодатель) и ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" было заключено <данные изъяты> договоров аренды земельных участков: № от (дата), № от (дата), № от N, N№ № от (дата).
В силу п. <данные изъяты> договора № от (дата) методика (порядок) расчета и размер арендной платы за Участок установлены в приложении № 1 к настоящему Договору. В случае изменения какой-либо составляющей, указанной в методике расчета и используемой при расчете ежегодной арендной платы, Арендодатель вправе в одностороннем порядке изменить размер ежегодной арендной платы, но не чаще одного раза в год.
Согласно п. <данные изъяты> договоров аренды земли № от (дата), № от (дата), N№ № от (дата) методика (порядок) расчета и размер арендной платы за Участок установлены в приложении № 1 к настоящим Договорам. В дальнейшем порядок расчета арендной платы устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год, без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений (дополнений) в настоящие Договоры. Размер арендной платы подлежит изменению не чаще одного раза в год в случае изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации, а также в иных случая, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 Вяземским районным Советом депутатов принято решение № 15 от 26 марта 2014 года "Об установлении размеров ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
На основании принятого решения от 26 марта 2014 года № 15, согласно приложению к нему, ставки арендной платы, примененные к земельным участкам Общества для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, составили - 11,5%, под объектами производств и промышленного назначения - 3,5%.
Отклоняя доводы представителя заявителя о незаконности оспариваемого размера ставки арендной платы, суд первой инстанции, на основании представленных доказательств, обоснованно пришел к выводу о том, что Вяземским районным Советом депутатов при осуществлении оспариваемого регулирования нарушений принципа экономической обоснованности допущено не было. При введении оспариваемых ставок учтены оценочные характеристики предоставляемых в аренду земельных участков с учетом категории земель и вида их разрешенного использования, экономических и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таких земельных участках.
Кроме того, оспариваемые размеры арендных ставок привели к незначительному повышению арендной платы для заявителя, повышение произошло в пределах уровня инфляции.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые пункты приложения к решению Вяземского районного Совета депутатов от 26 марта 2014 года № 15 "Об установлении размеров ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" приняты с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, и в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств постановил решение об отказе ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку выводов, сделанных судом первой инстанции, не опровергают. Кроме того, указанные аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с ней у судебной коллегии по административным делам оснований нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 02 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------